Сегодня: 19.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Индивидуальный проект как форма исследовательской деятельности студентов колледжа

СКАЧАТЬ (1.62 Mb) 25.04.2024, 16:01
Фертикова Елена Ивановна
преподаватель, методист, ГБПОУ ПО "Псковский агротехнический колледж"
Аннотация к статье "Индивидуальный проект как форма исследовательской деятельности со студентами колледжей и техникумов.

Данная методическая разработка содержит материал по работе над индивидуальным проектом со студентами первых курсов.
Работа содержит разделы: введение, основную часть, заключение, литературу, приложение. Методические рекомендации актуальны сегодня, так как каждый преподаватель-консультант, работающий сегодня со студентами первых курсов, сталкивается с вопросами оформления, этапами работы над проектом, защитой проекта в рамках группы или на научно-практической конференции. В работе приведены критерии оценивания индивидуальных проектов.
Методическая разработка содержит материал, который поможет выделить лучшие индивидуальные проекты для выступлений на научно-практических конференциях; для включения лучших работ - фрагментом для проведения занятия по математике или семинаров в смежных группах первого курса. Интерес вызывает у студентов исследовательский, исторический материал и применение практической части из индивидуальных проектов.
Данные методические рекомендации могут использовать преподаватели колледжей, техникумов при работе по индивидуальным проектам со студентами и старщеклассниками.

1.Введение
Постиндустриальное, информационное общество, переход к которому начался в России, определяет принципиально новые требования общества к образованию, в частности профессионально- техническому.
В условиях постоянно растущих темпов обновления знаний, техники и технологий скорость их изменений стала опережать динамику смены поколений людей. Критерием успешности для будущего специалиста становится не столько результативность в изучении учебных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания, приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами, выработка у студентов стремления и умения самостоятельно добывать и использовать новые знания. При традиционном подходе к образованию, традиционных средствах обучения ориентированных на классно- урочную форму занятий это невозможно. В настоящее время широко обсуждается вопрос об использовании компетентностного подхода в образовании. Сторонники компетентностного подхода отмечают, что предметно-знаниевая модель специалиста, которая реализуется в действующих стандартах, не может в должной мере обеспечить профессиональную подготовку. В документах по модернизации российского образования перед образовательными учреждениями поставлена задача формирования у обучающихся компетентностей – информационной, коммуникационной, социально-правовой и профессиональных компетенций.
Необходимо преподавателю-консультанту вовлекать каждого студента первых курсов в активный исследовательский познавательный процесс над индивидуальными проектами, создавать адекватную учебно-предметную среду, которая обеспечивала бы возможность свободного доступа к различным источникам, возможность работать в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Наиболее перспективным для технологии является метод проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности студента на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Метод проектов в обучение в сотрудничестве находят все большее распространение в системе образования. Причин тому несколько, и корни их лежат не только в сфере педагогики, но, главным образом, в сфере социальной:
• необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
• актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умение работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.);
• актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;
• значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

В Европейских языках слово проект заимствовано из латинского, которое буквально означает: “выброшенный вперед”, “выступающий”, “вытянутый”, “бросающийся в глаза”.
Под проектом подразумевают - план, предложение, предварительный текст какого-либо документа, комплекс технической документации (расчетов, чертежей, макетов и т.д.)
Учебный проект — это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
Под методом проектов понимается система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов. “Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить”- вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение освоения среднего общего образования. В рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, индивидуальный проект должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного. Индивидуальный проект преследует формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.
Для системы СПО метод проектов актуален вдвойне, как эффективное средство получения современного образования.

Эпиграфом к проектному обучению может служить китайская пословица “Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Вовлеки меня - и я научусь”.
Пример индивидуального проекта – занятие по теме «Золотое сечение», которое подготовлено преподавателями совместно со студентами: приведен конспект занятия, приложение.

2. Основная часть
2.1.Основные требования к учебному проекту
1. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, социально значимой, исследовательской, информационной, практической проблемы.
2. Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта.
3. Исследовательская работа учащихся как обязательное условие каждого проекта. Отличительные черты проектной работы - поиск информации.
4. Результатом работы над проектом является продукт.
5. Представление продукта заказчику - презентация продукта и защита самого проекта.
Таким образом, проект - это “5 П”:
- проблема - планирование (проектирование) - поиск - продукт - презентация.
Шестое П - портфолио, папка в которой собраны все рабочие материалы (черновики, дневные планы, отчеты и др.). В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:
• паспорт проекта
• планы выполнения проекта и отдельных его этапов (для долгосрочных проектов это могут быть недельные или помесячные планы; для проекта, выполняемого в ходе проектной недели, ежедневные планы). В планах указываются: индивидуальное задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа
• промежуточные отчеты группы
• вся собранная информация по теме, в том числе ксерокопии и распечатки из Internet
• результаты исследований и анализа
• записи всех идей, гипотез и решений
• отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, "мозговых штурмах" и т. д.
• краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их решения
• эскизы, чертежи, наброски продукта
• материалы к презентации (сценарий)
• другие рабочие материалы и черновики группы. В наполнении проектной папки
принимают участие все участники группы.
В день презентации проекта оформленная папка сдается в жюри.

Для рациональной организации работы следует знать, что проекты бывают разные:
1. Доминирующая деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, и др.
2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект, надпредметный или внепредметный проект выполняется на стыках областей знаний по двум и более предметам. Чаще используется как дополнение к учебной деятельности.
3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, что характерно для телекоммуникационных проектов).
4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
1. Количество участников проекта (личностные, парные, групповые).
2. Продолжительность проекта (краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные)

2.2.Структура учебного проекта
для работы в течение учебного года на первом курсе
Этапы Задачи Деятельность учащихся Деятельность педагога
1. Начинание Определение темы, уточнение целей, исходного положения Выбор рабочей группы Уточняют информацию Обсуждают задание Мотивирует учащихся Объясняет цели проекта Наблюдает
2. Планирование Анализ проблемы Определение источников информации Постановка задач и выбор критериев оценки результатов Распределение ролей в команде Формируют задачи Уточняют информацию (источники) Выбирают и обосновывают свои критерии успеха Помогает в анализе и синтезе (по просьбе) Наблюдает
3. Исследование Сбор и уточнение информации Обсуждение альтернатив (“мозговой штурм”) Выбор оптимального варианта Уточнение планов деятельности Работают с информацией Проводят синтез и анализ идей Выполняют исследование Наблюдает Консультирует
4. Выполнение Выполнение проекта Выполняют исследование и работают над проектом Оформляют проект Наблюдает Советует (по просьбе)
5. Оценка результатов Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого Анализ достижения поставленной цели Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке Наблюдает Направляет процесс анализа (если необходимо)
6. Защита проекта Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов Коллективная защита проекта Оценка Защищают проект Участвуют в коллективной оценке результатов проекта Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта

2.3.Виды презентаций проектов
Презентации учебных проектов могут быть проведены в виде:
деловой игры
демонстрации видеофильма / продукта, выполненного на основе информационных технологий
диалога исторических или литературных персонажей
защиты на Ученом Совете
игры с залом
иллюстрированного сопоставления фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций
инсценировки реального или вымышленного исторического события
научной конференции
научного доклада
отчета исследовательской экспедиции
пресс-конференции
путешествия
рекламы
ролевой игры
соревнования
спектакля
спортивной игры
театрализации (воплощения в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа)
телепередачи
экскурсии

2.4. Формы продуктов проектной деятельности
Web-сайт- Мультимедийный продукт
Анализ данных социологического- Оформление кабинета опроса- Постановка
Атлас, карта
Праздник
Видеофильм
Прогноз
Выставка
Система школьного самоуправления
Газета, журнал- Справочник
Действующая фирма
Законопроектанализ
Игра- Учебное пособие
Коллекция- Экскурсия
Костюм
Музыкальное произведение
Модель
В нашем колледже получились следующие формы проектов:
-презентация «Аллея героев г. Пскова»
-альбом к юбилею воинской части
-видио-фильм «Погибшим разведчикам посвящается…»
-проект технологов «Праздник – день рождения для детей в нашем кафе»
-проект «Мои стихи»
-проект «23 февраля» (праздничная программы для мужчин)
-проект «8 марта – женский праздник» (праздничная программа для женщин)
-учебные проекты по дисциплинам 1 курса

3.Оценка проектной деятельности.
Для проекта разрабатывается отдельная программа, которая учитывает следующие позиции:
актуальность проекта - проект должен быть выполнен на актуальную, важную тему;
практическая значимость-проект должен обладать практической ценностью, то есть должен быть выполнен так, чтобы его результаты можно было использовать в определенных отраслях.
новизна проекта - участники проекта должны хорошо представлять себе, выполнялись ли подобные работы ранее, кем они выполнялись и т.д. Реализуемый проект должен хотя бы в небольшой степени обладать новизной по сравнению с имеющимися аналогами;
эффективность и слаженность работы участников проекта - работа должна быть распределена равномерно между участниками проекта. Задания должны распределяться так, чтобы каждый участник имел возможность актуализировать как профессиональные компетенции, так и общие, которые необходимы в будущей профессиональной деятельности;
профессиональный уровень проекта - поставленная перед обучающимися задача должна быть достаточно сложной, но выполнимой. К оцениванию проекта желательно привлекать представителей от работодателей;
публичность проекта - завершать работу по проекту рекомендуется процедурой его публичной защиты. Желательно провести презентацию результатов проекта; их можно опубликовать в местных СМИ и/или разместить в Интернете.
организационный уровень проекта - проект должен быть выполнен в заранее установленный срок. Несоблюдение сроков ведет к снижению оценки. Отчетная документация должна быть выполнена по стандартной, заранее известной обучающимся форме;
технический уровень проекта - проект должен быть выполнен с использованием современных информационных технологий, применяемых в отрасли, степень владения которыми также оценивается преподавателем и экспертом.
Отчетная документация по проекту предусматривается разработчиками, ее перечень, образцы приводятся в программе проекта.

Критерии оценки работы каждого участника проекта:
• профессиональные теоретические знания в соответствующей области;
• умение работать со справочной и научной литературой;
• умение составлять и редактировать тексты;
• умение пользоваться информационными технологиями;
• умение работать в команде;
• умение представлять результаты собственной деятельности публично;
• коммуникабельность, инициативность, творческие способности.

3.1. Критерии выставления оценки (отметки) участникам проекта
отражены в таблице:
Оценка профессиональные компетенции; компетенции, связанные с созданием и обработкой текстов, общие компетенции отчетность
«Отлично» - работа выполнена на высоком профессиональном уровне. Представленный материал фактически верен, допускаются негрубые фактические неточности. Обучающийся свободно отвечает на вопросы, связанные с проектом. Материал изложен грамотно, доступно для предполагаемого адресата, логично и интересно. Стиль изложения соответствует задачам проекта. Обучающийся проявил инициативу, творческий подход, способность к выполнению сложных заданий, навыки работы в коллективы, организационные способности. Документация представлена полностью и в срок.
«Хорошо» - работа выполнена на достаточно высоком профессиональном уровне. Допущено до 4–5 фактических ошибок. Обучающийся отвечает на вопросы, связанные с проектом, но недостаточно полно. Допускаются отдельные ошибки, логические и стилистические погрешности. Текст недостаточно логически выстроен, или обнаруживает недостаточное владение риторическими навыками. Обучающийся достаточно полно, но без инициативы и творческих находок выполнил возложенные на него задачи. Документация представлена в срок, но с некоторыми недоработками.
«Удовлетворительно» - уровень недостаточно высок. Допущено до 8 фактических ошибок. Обучающийся может ответить, лишь на некоторые вопросы, заданные по проекту. Работа написана несоответствующим стилем, недостаточно полно изложен материал, допущены различные речевые, стилистические и логические ошибки. Обучающийся выполнил большую часть возложенной на него работы. Документация сдана со значительным опозданием (больше недели). Отсутствуют некоторые документы
«Неудовлетворительно» - работа выполнена на низком уровне. Допущено более 8 фактических ошибок. Ответы на вопросы по проекту обнаруживают непонимание предмета и отсутствие ориентации в материале проекта. Допущены грубые орфографические, пунктуационные, стилистические и логические ошибки. Неясность и примитивность изложения делают текст трудным для восприятия. Обучающийся практически не работал в группе, не выполнил свои задачи или выполнил только некоторые поручения. Документация не сдана.

3.2.Рейтинговая оценка проекта
Оценивание - это имитация профессиональной экспертизы. В то же время мы хорошо понимаем, что оценивание результатов творческой деятельности всегда драматично и противоречиво.
Многие проблемы снимает зашита проектной работы. Это самый драматический и психологически напряжённый этап проектирования - подготовка и выход на публичную защиту творческой работы, где команда экспертов (6-8 ребят, авторов таких же творческих проектов (хотя и различной тематики) и преподаватель (либо группа преподавателей) будут оценивать выполненные проекты и защиту (доклад на 6-7 минут, ответы на вопросы, оценивание по экспертной анкете).
Студенты должны отстоять свою работу, убедить комиссию из преподавателей и своих сверстников в её значимости; показать свою компетентность не только в специальных вопросах, касающихся проекта, но раскрыть значение проекта экономической и экологической точек зрения (насколько экологически безопасна работа, с какими затратами была связана, какую нишу может занять на сегодняшнем рынке). Таким образом, у будущих специалистов формируется целостное представление о проекте, происходит осознание законченности и значимости своей деятельности. Для большей стимуляции воли к победе над собой неплохо ввести дух соревновательности — устроить конкурс, олимпиаду проектов, выставку лучших работ, на которую можно пригласить преподавателей данного учебного заведения и студентов других групп. В результате у ребят повышается самооценка, происходит самоутверждение и признание взрослыми их работы, так нужные им в этот сложный период становления личности.

1 способ. Перед защитой проекта на каждого учащегося составляется индивидуальная карта. В ходе защиты она заполняется педагогом- консультантом и сокурсниками, а затем и самим автором проекта. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина из расчета баллов, выставляемых в данной позиции [12].
Таблица 1. Индивидуальная карта студента, защищающего проект: этапы, критерии оценки. самооценка, педагог, коллеги по команде (группе)
Защита Представление (из 15 баллов)
Ответы на вопросы (из15 баллон)
Процесс проектирования:
-Интеллектуальная активность (из 10 баллов)
-Творчество (из 10 баллов)
-Практическая деятельность (из 10 баллов)
-Умение работать в команде (из 10 баллов)
Итог; достигнутый результат (из 15 баллов)
Оформление (из 15 баллов}
Суммирование в этом случае выглядит следующим образом:
85-100 баллов — отлично”;
70-85 баллов — “хорошо”;
50-70 баллов — “удовлетворительно”;
менее 50 баллов — “неудовлетворительно”.
Для избежания “двойки” за проект в ходе проектирования необходимо проводить консультации, дискуссии, насыщать учебную деятельность элементами самостоятельного познания и получения информации.

2-й способ. Для оценивания индивидуальной работы над проектом более удобна рейтинговая оценка (таблица 2). Подобная анкета заполняется в ходе защиты самим проектантом, его сокурсниками и педагогом [12].
Таблица 2.Рейтинговая оценка проекта
Оценка этапов, критерии оценки, баллы
Оценка работы:
-актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы (5, 10,20 баллов)
-объем разработок и количество предлагаемых решений (5, 10, 20 баллов)
-практическая значимость (5, 10 баллов)
-уровень самостоятельности участников (10,20 баллов)
-качество оформления записки, плакатов и др. (5,10, 15 баллов)
Оценка рецензентом проекта (5,10 баллов)
Оценка защиты: качество доклада (5, 10,20 баллов)
Проявление глубины и широты представлений по излагаемой теме (5, 10,20 баллов)
Проявление глубины и широты представлений по данному предмету (5,10, 20 баллов)
Ответы па вопросы преподавателя (5, 10 баллов)
Ответы на вопросы учащихся (5, 10 баллов)
Итоговая оценка: 180-140 баллов — “отлично”;
135-100 баллов — “хорошо”; 95-65 баллов — “удовлетворительно”;
менее 65 баллов — “неудовлетворительно”.

Невозможно говорить об абсолютно верном измерении качества и процесса проектирования, ибо оценка предполагает измерение результата и сравнение его с эталоном, но именно эталона у нас и не существует. Педагоги, использующие метод проектов, знают, что в различных группах в разные годы критериальная база отлична от воображаемого эталона. Причем это отличие может иметь как положительную, так и отрицательную динамику.
В своей деятельности я остановилась на нескольких типах проектов, которые логически разделила по формированию умений и навыков студентов по математике и общих компетенций (ОК 1 – ОК10). Для первого курса были выбраны ознакомительно – ориетировочный и практикоориентированные типы проектов.

Проекты изначально направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении; ее анализ и обобщение фактов. Такие проекты как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможностью систематической коррекции по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом:
• Цель проекта и его актуальность
• Источники информации и их обработка ( анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы)
• Результат (статья, реферат, доклад, видео и пр.)
• Презентация (публикация в сети, обсуждение в телеконференции и пр.)

Третий и четвертый курс работает над практико - ориентировачными проектами. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценариев всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировке совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику.

Результатом работы над проектом является:
1. Презентация проекта внутри группы.
2. Презентация проекта на научно – практической конференции отделения.
3. Презентация лучших проектов на научно – практической конференции колледжа
4. Презентации лучших проектов колледжа представляются на городских и региональных научно – практических конференциях.

При внедрении данного метода возникли некоторые проблемы (типичные затруднения при выполнении проектных работ).
• Наибольшие сложности у наставников вызывает формулировка проблемы и умение подвести обучающихся к ее “самостоятельному” определению (согласовать с интересами студента, его способностями).
• Где нет вопроса или проблемы для разрешения или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум.
• Проект является творческой работой, но не всякая творческая работа является проектом. Творческая работа - более свободный вид деятельности, чем проектирование. Он не предполагает такой четкой работы в структуре.
• Проект часто превращается в реферат, да еще и “скачанный” из Интернета, что губит идею данного метода. Особенно это касается информационных проектов. Итак, напоминаем, что реферат - это краткое изложение содержание книги, статьи и т.п., а также доклад с таким изложением. Информационный же проект предполагает работу в структуре исследовательской деятельности.
• Рефлексия, анализ сделанного, сравнение того, что было задумано, с тем, что получило
Проблемы при руководстве преподавателей-консультантов
студенческими проектами

В Псковском агротехническом колледже с 2015 года студенты первых курсов демонстрируют индивидуальную проектную деятельность по общеобразовательным дисциплинам и по математике в частности. Безусловно, студенты старших курсов также имеют опыт проектной деятельности, так как работают над курсовыми работами и проектами, дипломным проектом.

Одновременно со студентами полезный опыт получают и преподаватели -консультанты колледжа, руководящие подготовкой индивидуальных проектов студентов. Однако при работе со студентами были выявлены определенные трудности в руководстве проектов. Вот некоторые из них:
1. У некоторых студентов (живущих в отдалении от города) слабое владение компьютером. Не в достаточной мере они могут выполнять определённые операции, необходимые для подготовки индивидуальных проектов.
2. Слабая грамотность по русскому языку. Много допускают ошибок при набирании текста на русском языке, при этом почти не проверяют свою работу, приходится исправлять ошибки преподавателю – наставнику и указывать на них подопечному.
3. Студенты первых курсов практически совсем не обладают навыками исследовательской деятельности. Не все обучающиеся в школе получили опыт исследовательской работы.
4. Студенты самостоятельно не могут принять решение, т.е. отсутствует инициатива. Поэтому некоторые преподаватели - консультанты тратят большое количество времени для активизации студентов в их деятельности и объяснения порядка выполнения работ, требований и критерий к ним.
Исходя из вышесказанного, у нас возникли некоторые предложения по улучшению подготовки студенческих проектов.

Предложения по улучшению проектной деятельности студентов

1. Начинать работу над проектами нужно на первом курсе, а на втором, когда студенты уже понимают как необходимо строить исследовательскую работу, продолжить исследовательскую деятельность над этой же темой, вовлекая в творчество студентов первого курсов (теперь второкурсники выступают в роли наставников);

2. Можно в рамках предмета "Информатика" предложить консультации в качестве помощи студенту для подготовки (набор текста, составление презентации) к защите индивидуального проекта по выбранной дисциплине и теме. Это мобилизует студентов на учёбу. Безусловно, преподаватели -консультанты, у которых студенты выбирают тему проектов, будут контролировать и помогать студентам советами и деловыми предложениями, будут активизировать их в творческой деятельности.

3. Необходимо, чтобы студенты начинали проектную деятельность по общеобразовательным дисциплинам на 1 курсе, но с профессиональной направленностью, чтобы у ребят шло накопление материала по специальности. Это заметно облегчит студентам написание курсовых работ на третьем курсе и дипломных проектов на четвёртом курсе.

Литература, интернет -ресурсы:
1. Виленкин, Н.Я. Математика: Учеб. Для 6 кл. общеобразоват. Учреждений / Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2021.
2. Волошинов А.В. Математика и искусство. – М., 1992.
3. Гарднер М. Математические головоломки и развлечения. – М., 1994.
5. «Древо познания» универсальный иллюстрированный справочник для всей семьи. МС ИСТ ЛИМИТЕД М., 2015г.
6. В. А. Касьянов, Физика 11 кл., Москва: Дрофа, 2023.
Интернет сайты:

 


Категория: Блоги | Добавил: elenafertikova
Просмотров: 40 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог